Самопрезентация - один из важнейших этапов в собеседовании, который ни в коем случае нельзя исключать. Почему это так и как помочь кандидату рассказать о себе, рассказывает генеральный директор Кадрового Агентства Уникальных Специалистов Крупина Екатерина Вячеславовна.

Этому этапу рекрутеры абсолютно незаслуженно отводят мало внимания - почему-то он приобрел статус формального этапа как атавизм. Рекрутеры просят кандидата рассказать о себе, не понимая цели самопрезентации, просто потому, что «так надо». Некоторые рекрутеры вообще пренебрегают этим этапом как ненужным. Причины разные - от нехватки времени на собеседование до «по его резюме и так все понятно».
Самопрезентация - один из важнейших этапов в собеседовании, который ни в коем случае нельзя исключать. Почему это так, рассказывает генеральный директор Кадрового Агентства Уникальных Специалистов Крупина Екатерина Вячеславовна.
Место самопрезентации в интервью
Цель данного этапа – настроить кандидата на открытое общение и оценить коммуникативные навыки кандидата.
Каждый рекрутер придумывает свою логику - кто-то начинает собеседование просьбой рассказать о своем опыте, кто-то передает слово кандидату, когда уже рассказал о вакансии и компании.
Мы не рекомендуем начинать собеседования сразу с интервью. Если вы начнете сразу задавать вопросы, многие кандидаты сразу начинают нервничать - большинство из них «закрываются», начинают давать заранее подготовленные ответы. Начинать собеседования необходимо с установочных фраз: знакомство, регламент, отвлеченная тема. Это поможет сонастроиться с кандидатом и далее переходить не на интервью, а именно на стадию самопрезентации кандидата.
Стадия самопрезентации очень важна. Этот этап направлен на комфорт кандидата и получение достоверной оценки - когда мы говорим о себе, мы успокаиваемся и постепенно начинаем включаться в разговор, начинаем говорить все более и более охотно. Претендент на вакансию рассказывает то, что он хочет рассказать, то, что для него важно на данный момент. Рекрутеру же именно это и требуется. Ни в коем случае, пока кандидат не выговорится, не нужно его перебивать и задавать конкретные вопросы, на этом этапе главное - установить дружескую и доверительную беседу.
Сейчас на рынке очень много профессиональных кандидатов, которые учатся проходить собеседование. У каждого соискателя есть «картинка», что нужно сказать работодателю, могут быть подготовлены лучшие версии того, что он хочет рассказать. Идеально, чтобы кандидат «слил» эту информацию как можно раньше, и в ходе интервью у нас бы появилась возможно говорить начистоту. Кандидат начинает говорить, а мы уже начинаем оценивать его, и здесь у нас целый веер возможностей - речь, манера поведения, выбранные темы и т.д.
Кроме настроя кандидата, на данном этапе начинается оценка. Уже в течение первых пяти минут становятся понятны коммуникативные навыки большинства кандидатов. В вашей практике вы наверняка встретите соискателей, у которых есть сложности с формулировкой мыслей – о таких мы часто говорим «двух слов связать не может». Но будут и яркие личности, которые за несколько минут вызовут у вас чувство эмпатии, расскажут о себе интересно, красочно и в то же время настолько объективно, насколько это возможно.
Например, во время собеседований кандидатов на секретарские должности, где главными требованиями к кандидатам являются коммуникативные навыки, правила делового этикета и приятный внешний вид, уже на этапе презентации «отсеиваются» до 30% кандидатов.
Что можно оценить во время самопрезентации
Во время презентации вы можете оценить кандидата по следующим факторам:
- Внешний вид
- Богатство либо бедность рассказа о себе, подробность рассказа
- Эмоциональная окраска разговора
- Чувство восприятия вас как собеседника - улыбка, мимика, как кандидат начинает вести себя с вами (как партнер на равных, боится вас, надменно, раскованно, заносчиво, слишком неформально и т.д.)
- Грамотность и красочность речи, правильное построение фраз и предложений, причинно-следственных связей.
Как правильно попросить кандидата о самопрезентации и типичные ошибки
Для того, чтобы получить в итоге разговорчивого, открытого кандидата, не нужно загонять его в рамки. Вспомните, как вы просите о самопрезентации. Если вы просите рассказать о своем образовании, опыте, достижениях, то вы нарушаете ключевой принцип самопрезентации - вы предопределяете рассказ. Очень важно попросить рассказать кандидата просто о себе.
Если времени нет, а кандидат многословен не по профессиональной теме, нужно просто дождаться паузы, поблагодарить: «Спасибо, большое, это интересно. Давайте тогда перейдем к вашему опыту. Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о компании (называем его первое место работы). Что это была за компания?»
Важно мы начинаем спрашивать о местах работы в хронологическом порядке, от самого раннего к настоящему или самому последнему за период 10 лет.
Если времени нет, то дайте кандидату поговорить 3-5 минут – это не так много из общего времени собеседования, но это достаточно большой монолог по ощущениям. Получив разговорившегося кандидата, направьте его на рассказ об образовании или опыте.
Например: «Спасибо, это очень интересно. вы разносторонний человек. Расскажите, пожалуйста, а почему выбрали такое-то образование?»
По итогу мы имеем следующие выводы о важности самопрезентации кандидата:
1. С помощью просьбы о самопрезентации рекрутер создает доброжелательную атмосферу
2. Транслирует свой профессионализм и создает благоприятный образ организации
3. Как можно раньше собирает заготовленную кандидатом информацию для собеседования, чтобы далее работать с более достоверными ответами
4. Управляет ходом собеседования
5. Получает больше времени для оценки кандидата и может выбрать нужные инструменты оценки.
Что делать, если кандидат так и не раскрылся, если он так и давал социально-желательные ответы? Если по итогу собеседования мы так и не можем решить, подходящий он или нет, скорее всего, мы допустили ошибки во время этого важнейшего этапа самопрезентации. Возможно, мы отвели мало времени на самопрезентацию, кандидат не "разговорился". По продолжительности самопрезентация не может занимать меньше 1/3 или ¼ интервью, то есть даже при интервью в 30 минут у кандидата есть 5-7 минут на рассказ о себе - это достаточно много.
О тонкостях технологии структурированного интервью, о том, как правильно давать кандидату возможность "раскрыться" и презентовать свои знания, навыки и умения, мы рассказываем на нашем тренинге.Технология структурированного интервью. Записывайтесь, будет интересно!