" "

Система оценок как способ контроля развития компетенций

Мы часто говорим о том, что компетенция – это личностная характеристика, некая способность, выраженная на уровне поведения, которая необходима для эффективной работы. Абсолютно для разных навыков и бизнес-процессов можно внедрить систему оценок. При этом оценка сопряжена с развитием, а значит, она не может быть константой, развитость компетенций сотрудника должна изменяться. Но это происходит не всегда.

Система оценок как способ контроля развития компетенций. Что делать, если оценка не растет

Систему оценок можно внедрить абсолютно для разных навыков и для разных бизнес-процессов, при этом оценка сопряжена с развитием. Получается, что оценка не может быть неизменной константой - развитость компетенций сотрудника должна изменяться. Но это происходит не всегда.

Оценка по наблюдаемому процессу может остановиться на разных этапах. От того, на каком этапе возникло застревание, зависит и интерпретация ситуации, и методы воздействия на дальнейший рост оценки.

В целом о постоянно идеальном результате оценки говорить не приходится никогда.  Поэтому часто выделяют достаточный процент и присваивают ему категорию вузовской системы баллов - "отлично", "хорошо", "зачет", "неудовлетворительно".

Например, считается фактический % от возможного максимального балла:

  • Равно или больше 95% - оценка "отлично". В нашем случае оценка трехбалльная, а значит, уровень оценки в 2,9-2,8 балла можно понимать как "отлично".
  • Равно или больше 90% - оценка "хорошо", что равно оценке 2,7.
  • Равно или больше 80% - оценка "удовлетворительно", это оценки от 2,4 до 2,6.
  • Менее 70% - материал считается не усвоенным, что соответствует оценкам от 2,1 балла и меньше.

Можно выделить три основных точки застревания оценки:

Если оценка останавливается на уровне меньше 70% от желаемого результата, то есть оценка не выше 2,1, чаще всего это значит либо сопротивление материалу, либо у сотрудника выявлена низкая обучаемость. Если возникает сопротивление материалу, то нужно возвращаться к целям и задачам обучения и оценки.

  • Тренер дает корректирующую обратную связь. Ее алгоритм отличается от развивающей обратной связи и направлен на признание сотрудником сопротивления, поиск его причин и выработки плана действий для достижения лучшего результата.
  • Если не помогло, то нужно возвращаться к целям и задачам обучения и оценки, возвращаться к разъяснению стандартов, по которым ведется оценка. Это тоже может сделать тренинг-менеджер.
  • Иногда и этого не хватает: сотрудник признает некомпетентность, показывает готовность изменяться, наизусть называет как надо и зачем, но не делает. Ему не хватает примера. Пример можно привести из библиотеки, но действеннее, если пример будет показан в жизни. Это может сделать играющий тренер или руководитель.
  • Если сотрудник не меняет поведение после шагов, описанных выше, это повод обсудить ситуацию на административном уровне, то есть все те же шаги в своем стиле реализует руководитель.
  • Последний этап - так называемое «китайское предупреждение». Наверное, пояснять, что это, не нужно.

Если оценка остановилась на уровне от 75% и до 85%, то есть оценки варьируются от 2,4 до 2,5, это значит, что у сотрудника найден его индивидуальный «потолок» выполнения задачи. В нашем случае переговоров это значит, что основной объем оцениваемого материала он реализует, но также есть принципиальные моменты, которые он не делает. Для качественного перехода на следующий уровень у тренера в арсенале есть:

  • Ролевые отработки, тренировки. Смысл - «на кошках» оттренировать то, что не получается. То есть изменить привычный сценарий на требуемый навык многократным повторением в практике.
  • Самоконтроль. Никто лучше самого человека не заставить его делать так как надо. Передаем оценку по задачам (в нашем случае по переговорам) в руки самого специалиста, и с ним уже разбираем то, как он оценил.
  • Показательные выступления. Ставим задачу специалисту собрать некоторое количество удачных примеров. Специалист меняет фокус внимания и старается сделать то, что до этого выпадало. Можно даже проигнорировать тот факт, что в примерах, где специалист отрабатывает западающий элемент, могут рассыпаться другие части стандарта. Ничего страшного, потом еще раз все соберем в полном объеме.
  • У руководителя остаются инструменты нематериальной мотивации: вызов, спортивный спор, учреждение приза от руководителя и т.д.

Самый лучший вариант, когда оценка останавливается на уровне 2,6 – 2,7 – 2,8. Это 90 – 95% стандарта. Возникает вопрос, как учить «наученного» специалиста и стоит ли это делать. Ответ однозначный - продолжать обучение необходимо.

Встречи могут стать поддерживающими. Их частота может быть снижена и формат переведен в формат от запроса специалиста. Это значит, что специалист сам маркирует те случаи, которое ему хотелось бы разобрать. Причем как сложные, неудачные, так и блестящие, чтобы еще раз осознать механику успеха.

А также мы может укрепить или развить навык при уровне оценки 95% и выше, если передадим сотруднику обучающую функцию, т.е. сделаем его наставником или внутренним тренером. Но для этого обязательно желание самого специалиста.

Интересные статьи по теме