Не каждый штатный рекрутер компании владеет навыками "холодного поиска" - ресечинга. Наш эксперт Анна Онищук, руководитель сорсингового направления группы кадровых агентств КАУС, поделится основными принципами грамотного поиска кандидатов.

Саморазвитие - это профессиональная компетенция рекрутера: сфера HR очень динамична, и специалисту просто необходимо самостоятельно мониторить актуальные технологии поиска и оценки кандидатов.
Работные сайты со всем функционалом и доступами часто оказываются для компании невыгодными: покупать базу очень дорого, а покупать публикацию не всегда эффективно, потому что откликов часто оказывается много, и подавляющее большинство из них нерелевантны. С другой стороны, сейчас кандидаты также рассматривают для себя другие способы устройства на работу. Они посещают различные профильные площадке, ходят по нетворкингам, участвуют в профессиональных встречах и могут найти работу еще до выхода в открытый традиционный поиск.
Поэтому сейчас для внутренних рекрутеров организаций оказываются актуальными навыки специалистов кадровых агентств - как искать кандидата холодным поиском, как открывать контакты, как доводить до собеседования. В этой статье наш эксперт Анна Онищук, руководитель сорсингового направления группы кадровых агентств КАУС, поделится основными принципами грамотного поиска кандидатов.
Принцип пирамиды
Большинство рекрутеров совершают одну и ту же ошибку - они не умеют или не придают значение грамотной и точной выборке резюме. Большая выборка, состоящая порой из 800 резюме – это неправильно.
Во-первых, трудно представить, что все 800 резюме или даже половина – это соответствующие кандидаты. А значит, пока рекрутер будет перебирать каждое резюме в целях найти релевантных кандидатов, он просто потратит время и силы.
Во-вторых, мало найти релевантные резюме, кандидатов нужно прозвонить и пригласить на собеседование. Если выборка огромная, велик шанс, что рекрутер проведет целый день за компьютером, но так и не назначит ни одного собеседования.
Ключевая идея активного поиска как раз и заключается в том, чтобы находить сразу релевантных кандидатов. Это значит, что работать нужно по принципу пирамиды: первая выборка должна начинаться с 5–20 резюме кандидатов, с которыми вы сразу стараетесь связаться и пригласить на интервью, и далее выборка может постепенно расширяться. Вторая выборка может быть минимум на 10 резюме больше за счет расширения пирамиды по дате резюме, смотрим, например, резюме не за неделю, а за месяц, но с сохранением всех требований, и так постепенно расширяя другие параметры. Конечная выборка, когда безвыходная ситуация, не найдены кандидаты, не назначены собеседования, может достигать 100 – 150 резюме.
Сначала думай, потом делай
Заказчику подбора не важно, где и как вы будете искать кандидатов - ему нужен специалист, который придет и начнет закрывать задачи должности. Поэтому чаще всего в заявке оказываются очевидные и формальные критерии: опыт, образование, личностные качества, а не критерии поиска или оценки кандидатов. Такая оплошность в начале пути приведет к нулевому результату, даже если рекрутер найдет кандидатов, потому что, как показывает практика, такие кандидаты не подходят заказчику. Поиск кандидатов методом проб и ошибок - это пустая трата времени и денег.
Продумать поиск должен сам рекрутер. Самая главная задача подготовки к поиску - это расширить возможности поиска на начальном этапе. До того, как вы начнете делать выборки, вы должны:
- знать все синонимы названия должности;
- подобрать возможные компании-доноры, где предположительно может работать кандидат, включая смежные сферы бизнеса;
- продумать ключевые слова для построения запросов поиска: узкая терминология (например, ВЭД, МСФО для бухгалтера), узкопрофильные программы (например, Adobe Illustrator, Photoshop, Tilda, Figma для дизайнера-верстальщика), ключевые навыки (например, настройка рекламы на маркетплейсах для таргетолога);
- найти профессиональные группы, сообщества, форумы, чаты в социальных сетях;
- оценить рынок кандидатов, понять их количество в настоящий момент под те первые критерии, которые дал заказчик;
- при необходимости скорректировать вместе с заказчиком требования или условия для кандидата, чтобы оптимизировать воронку поиска.
Boolean search
Рекрутер должен элементарно знать, как искать. Мало просто в поисковой строке HH написать должность и выбрать «показать резюме». Нужно уметь правильно работать с площадками поиска.
Количество соискателей на работных сайтах рано или поздно заканчивается, а кандидатов к этому времени может не появиться. Нужно искать в интернете их следы и выходить на их профили в соцсетях. Что же такое нужно написать в поисковике, чтобы точечно попасть на профиль специалиста в соцсетях?
Нужно знать команды, операторы, модификаторы организации поискового запроса. Это похоже на математические функции, которые задают условия поиска, а их правильно организованной последовательностью можно добиться очень точной выдачи информации со всего интернета.
Например, модификатор OR расширяет поиск с помощью альтернатив: “Шеф-повар” OR “су-шев” OR повар. Будут найдены все страницы, где встречается хоть что-то из перечисленных альтернатив. Теперь понятно, почему важна подготовка? Зачем нам нужны синонимы должности и ключевые слова?
Модификатор AND добавляет условия поиска: повар AND “разработка меню”. Будут показаны те страницы, где встречается повар и указано, что есть опыт разработки меню.
Модификатор NOT (или -) сужает поиск за счет исключения ненужных слов. Команда – вакансия поможет исключитьаналогичные публикации о вакансии со стороны работодателей.
“ ” — а этот модификатор еще проще, он ищет точные фразы, когда несколько слов для правильного восприятия нужно объединить в одну смысловую единицу, как в примере выше “разработка меню”.
() — все просто как в математике, этот модификатор помогает объединить часть запроса: (“Шеф-повар” OR “су-шеф” OR повар) AND “разработка меню” резюме (Москва OR Ярославль) - вакансия
Посмотрите, какая шикарная выборка создалась с участием разных релевантных площадок для поиска специалистов HoReCa:
Это верхушка айсберга понимания команд и как ими пользоваться. Мы не будем давать в этой статье мануал по работе с поисковыми запросами, но изучать эту тему важно и обязательно каждому рекрутеру. Некоторые рекрутеры пользуются расширением «Рекрутим», которое помогает сформировать булев запрос автоматически, но логику вы должны знать самостоятельно.
формируйте запросы быстро и легко,
закрывайте вакансии любой сложности!
Как выходить на связь с кандидатами
Можно использовать старые добрые обходные пути - позвонить в компанию, попросить специалиста к телефону. Обычно, если вы называете имя и фамилию, вас без проблем соединят. Также сейчас есть большое количество дополнительных программ, плагинов, сервисов для нахождения контактов кандидатов.
Будьте внимательны к найденным резюме, так как даже если телефон не указан, то часто есть ссылки на профессиональные страницы, через которые очень легко списаться с кандидатом. Сейчас все больше и больше профессий предполагают ведение профессиональных блогов, развитие личного бренда: дизайн, маркетинг, реклама, медицина, IT, T&D, HR; повара, кондитеры, мастера сферы красоты и здоровья, мастера-ремесленники - все стараются создавать и публиковать портфолио своих работ.
Для поиска контактов можно использовать дополнительные программы, плагины и сервисы, которые устанавливаются на компьютер как расширения к браузеру и помогают находить в интернете указанные почту, телефон и другие каналы связи с кандидатом. Список таких сервисов постоянно пополняется, функционал у этих расширений тоже огромный: есть те, которые собирают контакты, есть те, которые являются дополнительными фильтрами по конкретным сайтам, есть те, которые собирают данные в таблицы. Такие расширения нужно постоянно мониторить и выбирать самые полезные для своей работы.
К сожалению, у расширений короткий «жизненный цикл». Например, Linkedin воспринимает в штыки все сервисы, которые пытаются собрать информацию, и нещадно их блокирует, но попробовать все равно стоит.
В век информационных технологий все чаще появляются новые сайты, сервисы и платформы для поиска кандидатов. Только у каждого нового ресурса также свои настройки и принципы работы. В итоге достаточно многих молодых, а также опытных рекрутеров новые технологии поиска кандидатов не вдохновляют, а наоборот, пугают - просто потому, что они не знают с чего начать. Изучать информацию в интернете сложно, так как ее много, все пишут об одном и том же, но по-разному, и просто непонятно, кому доверять и как разобраться в многообразии инструментов.
Тем не менее, у каждого рекрутера были ситуации, когда весь рынок перерыт, все ресурсы работных сайтов исчерпаны, подходящих кандидатов не найдено, а вакансию закрывать нужно, и знание новых инструментов поиска кандидатов оказываются необходимы.
Приглашаем на наш очный тренинг Тотальный ресечинг. Практика поиска кандидатов , где за 2 дня мы на практике потренируем все основные поисковые запросы и команды. По окончанию тренинга вы овладеете этим необходимым инструментом для поиска кандидатов и сможете находить больше релевантных кандидатов за единицу времени.